Эктропион (выворот века) — это состояние, при котором нижнее веко отклоняется от своего обычного положения и поворачивается наружу, отводя ресницы от глаза. Это приводит к тому, что внутренняя поверхность века становится видимой и не защищает глаз.

Внешний вид здорового глаза и при вывороте нижнего века

Рис.1 Внешний вид здорового глаза и при вывороте нижнего века

Помимо косметического дефекта, это приводит к постоянному слезотечению и повреждению роговицы.

Причины

Эктропион может быть вызван различными факторами, наиболее распространенные из них:

• Постепенное растяжение кожи века: с возрастом кожа вокруг глаза может потерять упругость и стать более растяжимой, что может привести к вывороту нижнего века.
  • Паралич лицевого нерва или перенесенный инсульт может вызвать появление эктропиона.
  • Рубцы, образующиеся после травмы, ожогов или хирургических вмешательств (в том числе – косметических) в области века, могут вызвать сокращение тканей, что приводит к вывороту.
  • Хроническое воспаление в области глаза, такое как конъюнктивит, блефарит или дерматит, может вызывать развитие заболевания.

• Видимость внутренней слизистой поверхности нижнего века.
  • Ощущение сухости и раздражения глаза.
  • Повышенная слезотечение и стекание слез по щекам.
  • Чувствительность к свету (фотофобия).
  • Возможное развитие воспаления роговицы (вплоть до язв и помутнения).

Сенильный (старческий) выворот нижних век

Рис.2 Сенильный (старческий) выворот нижних век

Осложнения

Если выворот века не лечить, это состояние может вызвать ряд серьёзных осложнений, вплоть до потери зрения:

Когда нижнее веко отклоняется наружу, оно не может защищать и увлажнять глаза должным образом. Это может приводить к повышенной сухости глаза и раздражению, вызывая ощущение песка в глазах, жжение и дискомфорт.

Неправильное положение века может вызывать трение ресниц или края века по поверхности сухой роговицы. Это может приводить к раздражению и повреждению роговой оболочки, включая появление дистрофий, кератита, язв и рубцов.

Вывернутое веко нарушает нормальный сток слезы, приводя к повышенному слезообразованию и стеканию слез по щекам. Это может быть не только эстетически неприятным, но и приводить к постоянной влажности кожи вокруг глаза и её воспалению (мацерации).

Лечение

Лечение эктропиона может включать применение искусственной слезы и мазей для увлажнения поверхности глаза и снятия воспаления. Но это симптоматическое лечение, не решающее проблемы.

Единственным эффективным методом является операция, направленная на восстановление нормального положения века.

Хирургические методы могут включать растяжение кожи, резекцию (удаление избыточной ткани) или использование трансплантации кожи для восстановления правильной анатомии века.

Один из вариантов оперативного лечения выворота нижнего века

Рис.3 Один из вариантов оперативного лечения выворота нижнего века

Латеральная тарзорафия

Латеральная тарзорафия/канторрафия - это хирургическая процедура направлена на укорочение или изменение формы нижнего века, уменьшение глазной щели.

Во время операции хирург делает небольшие разрезы на коже и мышцах века, чтобы получить доступ тарзальной пластинке  (тонкие полоски из хрящевой ткани внутри века). Затем, в зависимости от конкретной ситуации и желаемого эффекта, нижний хрящ может быть укорочен, пересечен или изменен с помощью швов или других фиксирующих материалов.

Также может быть произведено ушивание век с какого-либо угла щели.  Все это позволяет веку вернуться в правильное положение и предотвращает его отклонение наружу.

Операция Кунта-Шимановского

Данная техника применяется в основном при возрастном (сенильном) вывороте нижнего века.

Во время операции хирург делает разрез на коже века в области наружного угла глаза. Затем он иссекает треугольные лоскуты из конъюнктивально-хрящевой пластинки нижнего века и кожи, проводит его фиксацию в новом положении, обычно с помощью швов или других фиксирующих материалов.

В редких случаях, когда существует значительный дефект кожи в области века, может потребоваться трансплантация кожи. В этом случае кожа берется с другой области тела (например, с обратной стороны уха) и пересаживается на область века для восстановления нормальной анатомии.

Прием офтальмохирурга (консультация и диагностика) 4 500 рублей
Устранение выворота века 39 000 рублей