Энтропион — это заболевание, при котором верхнее или нижнее веко поворачивается внутрь, так что ресницы натирают поверхность глаза (слизистую или роговую оболочку). Это может вызывать раздражение, покраснение, чувство дискомфорта и повреждение роговицы глаза.

Схематическое изображение энтропиона

Рис.1 Схематическое изображение энтропиона

Заворот может быть вызван различными причинами, включая возрастные изменения, травму, воспаление, рубцы или врожденные аномалии.

Основные симптомы энтропиона включают чувство постоянного раздражения и ощущения инородного тела в глазу, слезотечение, повышенную чувствительность к свету и ухудшение зрения.

Лечение энтропиона обычно включает хирургическую коррекцию, которая направлена на изменение положения века и предотвращение его поворота внутрь. В начальных стадиях возможно безоперационное лечение.

Причины

Причинами, вызывающими нарушение анатомической структуры и положения века, могут быть:

Дегенеративные возрастные изменения тканей («сенильный заворот»), в том числе – уменьшение жировой ткани глазницы, в результате чего веко может поворачиваться внутрь.

Рубцы, образующиеся после травмы или хирургического вмешательства (в том числе – косметологических операций) в области века или около него, могут вызвать сокращение тканей, что может привести к энтропиону.

Хроническое воспаление в области глаза, такое как дерматит, блефарит или конъюнктивит, может вызвать поворот века внутрь.

Паралич (нейропатия) лицевого нерва, контролирующего движение века, связанное с его повреждением или воспалением, может привести к развитию заболевания.

Последствие блефароспазма (спазма круговой мышцы глаза) при заболеваниях нервной системы, интоксикациях или приёме препаратов.

Признаки заворота века:

Постоянное или периодическое раздражение и ощущение дискомфорта или инородного тела в глазу являются одним из наиболее распространенных симптомов энтропиона.

Излишнее слезотечение в результате травматизации роговицы ресницам, что рефлекторно вызывает повышенное слезоотделение.

При энтропионе может наблюдаться временное или постоянное ухудшение зрения, что вызвано механическим раздражением роговицы глаза, вплоть до потери её прозрачности.

Энтропион может вызывать повышенную чувствительность к свету и светобоязнь (фотофобию), что связано с раздражением глазной поверхности и ухудшением качества слезы.

Повреждение роговицы, что может проявляться в виде нарушения целостности эпителия, кератитов, язв или рубцов.

Если у вас есть подозрения на энтропион или вы испытываете подобные симптомы, важно своевременно обратиться к нашему врачу-офтальмологу для диагностики и назначения соответствующего лечения.

Помутнение роговицы (бельмо) - одно из возможных осложнений заворота века

Рис.2 Помутнение роговицы (бельмо) - одно из возможных осложнений заворота века

Диагностика

Диагностика энтропиона проводится офтальмологом и не представляет затруднений. Обычно достаточно осмотра век и поверхности глазного яблока в офтальмологический микроскоп (щелевую лампу).

Для уточнения ситуации врач может использовать специальное окрашивающее вещество (например, флуоресцеин) для выявления повреждений роговицы, вызванных трением ресниц и других структур века.

Лечение

Лечение энтропиона может включать как консервативные (безоперационные) методы, так и хирургическое вмешательство, в зависимости от тяжести и причины состояния.

Консервативное лечение

• Использование защитных (бандажных) линз и увлажающих препаратов.
  • Удаление (эпиляция) ресниц.
  • Приклеивание кожи века с помощью пластыря, для уменьшения степени заворота.
  • В некоторых случаях может применяться инъекция ботулотоксина (Ботокс) в мышцы века для временного ослабления их спазма, что может уменьшить контакт.

Консервативное лечение – временная мера, когда операция невозможна из-за общего состояния пациента или иных факторов.

Хирургическое лечение

В процессе операции офтальмохирург может удалить часть избыточной кожи или мышцы века, чтобы изменить их форму и предотвратить поворот внутрь. Могут использоваться различные варианты доступов и хирургических манипуляций (одно- и многорядные выворачивающие швы и др.)

В редких случаях может быть использован тканевой протез (как из собственных тканей пациента, так и аллотрансплантат) для поддержки правильного положения века.

Одна из хирургических техник по устранению энтропиона

Рис.3 Одна из хирургических техник по устранению энтропиона

Операция обычно проходит амбулаторно под местной анестезией и не требует госпитализации пациента.

Лечение энтропиона должно проводиться только опытным офтальмохирургом, который примет во внимание тяжесть симптомов, основную причину энтропиона и индивидуальные особенности пациента, что поможет решить проблему и избежать рецидивов в дальнейшем.

Прием офтальмохирурга (консультация и диагностика) 4 500 рублей
Устранение заворота века 39 000 рублей