Пластика радужки (иридопластика) — это хирургическая процедура, при которой изменяется форма или размер радужной оболочки глаза. Цель такой операции может быть разной - от коррекции патологических состояний, связанных с формой или положением радужки, до косметических целей.

В процессе иридопластики используются различные методы, например, ирисовые клипсы, швы или лазерная коагуляция, возможно частичное или полное протезирование.

Врожденные и травматические дефекты радужки - основные показания для операции

Рис.1 Врожденные и травматические дефекты радужки - основные показания для операции

Операция может быть рекомендована пациентам с определенными патологическими состояниями, связанными с формой и размером радужки.

• Аномалии развития: атрофия, гипоплазия, колобомы.
  • Травматические повреждения.
  • Опухолевые процессы в радужно оболочке.
  • Неправильная форма зрачка (из-за повреждений, сращений и т.д.).
  • Косметические цели - в редких случаях, иридопластика может быть проведена для изменения цвета глаз.

Однако решение о проведении такой операции должно быть принято только после тщательного обследования пациента и консультации с опытным офтальмохирургом.

Техники операции

В зависимости от диагноза и конечной цели операции возможные манипуляции могут различаться. Иридопластика может сочетаться с другими реконструктивными операциями – заменой хрусталика на искусственную линзу, антиглаукомными операциями, пересадкой роговицы.

Существуют три основных метода иридопластики, в зависимости от хирургических доступов:

• Открытая
  • Закрытая
  • Комбинированная

Видео операции

Иридопротезирование

Иридопротезирование - это хирургическая процедура, при которой в глаз помещается искусственная радужка для замены настоящей радужки, которая может быть повреждена или отсутствовать в результате заболевания или травмы.

Искусственная радужка (иридопротез), имеет форму кольца и сделана из силикона или других материалов, которые обычно используются в хирургии глаза. Протез имеет отверстие в центре, которое позволяет свободно пропускать свет в глаз.

Если иридопротез комбинирован с искусственным хрусталиком, говорят об искусственной иридохрусталиковой диафрагме.

Иридохрусталиковая диафрагма (радужка + ИОЛ)

Рис.2 Иридохрусталиковая диафрагма (радужка + ИОЛ)

Хотя пластика радужки может быть эффективной методикой для восстановления зрения и достижения косметического эффекта, в некоторых случаях операцию проводить не рекомендуется. К таким состояниям относятся:

• Глазные инфекции или воспаления, которые должны быть вылечены перед проведением операции.
  • Бесперспективность операции при наличии других заболеваний глаз (атрофии зрительного нерва, тотальной старой отслойки сетчатки и т.д.).
  • Патологии роговицы – её непрозрачность (бельмо) или кератоконус, который может прогрессировать после проведения операции.
  • Имеющиеся общие медицинские противопоказания, такие как сердечно-сосудистые заболевания или другие вероятные осложнения, которые могут возникнуть в результате анестезии или хирургического вмешательства.
  • Во время беременности и периода лактации, проведение иридопластики у матери может быть опасной для здоровья ребенка.

В любом случае, решение о проведении пластики радужки должно быть принято только после тщательного обследования пациента и консультации с опытным врачом-офтальмологом.

Травматический отрыв корня радужки: А - до лечения, B - после операции

Рис.3 Травматический отрыв корня радужки: А - до лечения, B - после операции

Некоторые из возможных негативных последствий иридопластики могут включать:

• Глаукома - это повышенное внутриглазное давление, которое может произойти после операции.
  • Воспаление - инфекция внутри глаза может произойти в результате любого хирургического вмешательства, включая иридопластику.
  • Кровоизлияние - может произойти в переднюю камеру глаза (гифема) или в стекловидное тело (гемофтальм).
  • Катаракта - у некоторых пациентов может после пластики радужки может помутнеть хрусталик.
  • Двоение или другие изменения зрения, в том числе - в цветовом восприятии.

Риск осложнений иридопластики зависит от конкретной хирургической техники и индивидуальных особенностей пациента. Для уменьшения риска осложнений и для достижения наилучших результатов необходимо тщательно подобрать квалифицированного хирурга, который имеет опыт в проведении подобного рода операций.

В офтальмологическом центре «Prime Clinic» проводится хирургическое лечение заболеваний радужной оболочки с использованием иридопротезов и иридохрусталиковых диафрагм в современной и высокотехнологичной операционной. Для выполнения процедуры нашими офтальмохирургами используется новейший операционный микроскоп Carl Zeiss OPMI LUMERA 700 (Германия).

Прием офтальмохирурга (консультация и диагностика) 4 500 рублей
Пластика радужки 30 000 рублей